Самый главный человек в вашем бизнесе это не собственник, ни директор или бухгалтер, а клиент, ведь именно клиент платит вам ваши деньги. Поэтому логично чем больше у вас клиентов и если они удовлетворены дела у вас будут идти хорошо и не важно хорошие времена на дворе или кризис. К сожалению многие бизнесмены считают себя и свои бизнесы абсолютно уникальными и всем нужными и не обращают внимание на клиента, а потом жалуются, что клиентов нет, клиент не тот и бизнес рушиться. Бизнес для клиента и ради клиента, вы не для себя создали бизнес, а для клиента если у вас будет вот такой подход клиент будет доволен, а ваш бизнес будет чувствовать себя хорошо. Для начала заставьте своего бухгалтера сдавать все отчеты во время,и правильно. Например форму 4-ФСС можете посмотреть здесь. Первое что нужно четко понимать какую потребность клиента вы удовлетворяете или какую проблему решаете. Отталкиваться нужно от четких потребностей или проблем клиентов тогда вам будет легко определить набор предлагаемых товаров и услуг, а клиенту будет просто объяснить почему и для чего он должен купить у вас. Если у вас b2b сегмент вам все равно необходимо понять кто конечный потребитель и чего он хочет, кто клиент вашего клиента, потому что если ваш товар не будет удовлетворять конечного потребителя ваш клиент у вас тоже перестанет покупать, поэтому разложите всю цепочку и доберитесь до конечного потребителя и его потребностей. Далее очень важно мыслить не вашим товаром а результатом. По большому счету клиент покупает не товар, а результат, как в знаменитом выражении клиенты покупают не сверла, а дырки в стене. Поэтому предложите клиенту результат конкретный понятный результат и максимально простой и удобный для клиента. Следующий шаг это осознание, что данную потребность клиента уже кто то удовлетворяет вам нужно определить минусы ваших конкурентов и предлагать ваш товар или услугу лучше чем они и вас будет конкурентное преимущество по которому клиенты выберут вас. И конечно очень важный момент вы должны четко понимать, а кто же ваш клиент. Сколько ему лет, где он работает, где проводит время, есть ли семья, есть ли хобби какой автомобиль и так далее. Вы должны знать клиента лучше чем себя, только тогда вы сможете предложить клиенту то что ему нужно и легко привлечете клиента ведь вы знаете где разместить рекламу чтобы она попала именно вашему клиенту и он узнал о вас. И последний очень важный момент ваш бизнес должен быть гибким чувствовать изменение потребности клиента особенно в кризис. К примеру вы торгуете дорогой рыбой, но вот кризис и ваша рыба не продается и вы говорите нет клиентов, но люди не перестали есть рыбу просто потребность они стали удовлетворять другой дешевой рыбой и вы должны во время перестроится под изменяющиеся запросы ваших клиентов. Подводя резюме хочется повторить главный человек в вашем бизнесе это клиент вы работаете для него и на него. Дайте клиенту то, что ему действительно нужно и лучше чем ему это дают ему другие и у вас всегда будет много клиентов.